Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Методика обследования 5
2 Анализ результатов 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В последние годы активное внимание ученых - дефектологов и практиков привлекают проблемы разработки психолого-педагогических технологий диагностики и коррекции нарушений развития детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Однако решение этих проблем во многом зависит от двух составляющих, лежащих в основе ее реализации. Одной из них является изучение психолого-педагогического портрета ребенка с РАС, другой - учет компонентов такого портрета при разработке будущих коррекционно-развивающих технологий социализации ребенка.
Анализ литературных источников, посвященных вопросу коммуникативных способностей, показывает фрагментарность и разноплановость работ в представленной области. Структура коммуникативных способностей содержит в себе основные и дополнительные компоненты. Основные компоненты: гностические, экспрессивные и интеракционные способности, а дополнительные - это общительность, эмпатия, социально-психологическая адаптация и развитие речи. Дети с РАС являются особой группой детей со сложными расстройствами, которым свойственна определенная патология социального поведения, сужение интересов и деятельности, а также специфичность и стереотипия.
Цель исследования – провести экспериментальное изучение проблемы развития коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) рассмотреть методику обследования;
2) выполнить анализ исследования.
Гипотеза исследования-
- у детей с РАС преобладает ситуативно-личностная форма общения;
-процесс формирования коммуникативных умений детей с РАС будет более успешным, если будет проведена своевременная диагностика с учетом особенностей.
Объект исследования – дети с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста.
Предмет исследования – экспериментальное изучение проблемы развития коммуникативных навыков.
Структура работы: введение, два раздела, заключение, список использованной литературы.
1 Методика обследования
Исследование было построено на основе диагностической методики по теории советского психолога М. А. о формах общения в онтогенезе, который включал в себя 4 блока:
1 блок. Развитие навыков коммуникации при ситуативно-личностной форме общения.
1. Способность отзываться на имя
2 балла- оборачивается и идет в сторону экспериментатора
1 балл- следит глазами или замирает
0 баллов - игнорирует обращение
2. Навык сонаправленного внимания
2 балла - прослеживает с первого раза за указующим жестом экспериментатора;
1 балл - с нескольких попыток фиксирует внимание на объекте вместе с экспериментатором на короткое время;
0 баллов - не удается привлечь внимание ребенка.
3. Способность вовлечения в игру
2 балла - ребенок эмоционально вовлечен в предложенные игры;
1 балл - ребенок короткое время находится в контакте;
0 баллов - ребенок уходит от предложенных игр.
4. Проявление адекватной социальной активности
2 балла - ребенок машет рукой во время прощания;
1 балл - ребенок машет только после образца и напоминания;
0 баллов - ребенок не выполняет действия даже после образца.
5. Способность показать своим поведением, что ожидает от взрослого
2 балла - ребенок замирает в ожидании действий экспериментатора
1 балл - ребенок иногда наблюдает за действиями экспериментатора
0 баллов - ребенок не фиксируется на деятельности экспериментатора
2 блок. Развитие навыков коммуникации при ситуативно-деловой форме общения.
Ребенку предлагалось поиграть в игру «Обед». В рамках совместной игры с экспериментатором оценивалось:
1. Владение предметными манипуляциями
2 балла – ребенок начал действовать с предметом самостоятельно (стучит, кладет)
1 балл – действует с предметом с минимальной помощью
0 баллов – не выполняет действий с предметом
2. Владение функциональной предметной деятельностью
2 балла – использует предмет по назначению самостоятельно (кормит куклу)
1 балл – использует предмет по назначению с подсказкой
0 баллов - не использует предмет по назначению
3. Владение совместной предметной деятельностью
2 балла – вовлекается в предложенную игру
1 балл – позволяется участвовать в собственной игре
0 баллов – не участвует в совместной деятельности
4. Навык соблюдения очередности
2 балла – ребенок следит за своей очередью и соблюдает очередность,
1 балл - соблюдает очередность при напоминании\подсказке
0 баллов – не соблюдает очередность
5. Способность действия по образцу
2 балла – ребенок самостоятельно подражает
1 балл - действует по образцу с поддержкой
0 баллов - не действует по образцу
3 блок. Развитие навыков коммуникации при внеситуативно-познавательной форме общения.
1. Навык символической игры
Ребенку предлагалось игра в самолет, используя предметы-заменители.
2 балла – ребенок способен использовать предметы-заменители в игре
1 балл – ребенок понимает символическую игру с подсказкой экспериментатора
0 баллов - ребенок не владеет символической игрой
2. Навык сюжетной игры
Ребенку предлагалось поиграть с куклой: «Положи куклу спать», «Посади ее за стол и покорми». Либо предлагалось нагрузить кубики в машинку и отвезти их на другой столик.
2 балла – ребенок самостоятельно играет в куклу\машину, кормит куклу, кладет спать\ кладет кубики в машину и везет их
1 балл – ребенок с поддержкой выполняет действия с куклой\машиной
0 баллов – ребенок не выполняет действий с игрушками даже после обучения
3. Владение осложненным сюжетом
Ребенку предлагалась этапная игра в «Магазин», где необходимо в последовательности совершать действия: «покупаем продукты, кладет в корзину, теперь идем в гости и будем всех угощать»
2 балла – ребенок в состоянии играть в игру «Магазин», понимает последовательность действий, выполняет все самостоятельно
1 балл – ребенок выполняет действия с подсказкой экспериментатора
0 баллов- ребенок не понимает смысла игры, не отслеживает последовательности действий.
4. Способность отслеживать причинно-следственные связи
Ребенку предлагались карточки «Найди связь»
2 балла – ребенок самостоятельно выполняет задание
1 балл – ребенок выполняет задание с подсказкой экспериментатора
0 баллов – ребенок не выполняет задание
5. Способность отвечать на вопросы
Ребенку предлагалось ответить на вопросы: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Когда твой день рождения? Назови свои домашний адрес. Расскажи о своем доме. Сколько в нем этажей? На каком этаже ваша квартира? Расскажи о своей семье. Как твоя фамилия? Как зовут твоих родителей? Кто еще с вами живет? Хочешь ли ты идти в школу? Как ты думаешь, что интересного будет в школе? В какой класс ты сразу поступишь?»
2 балла – ребенок самостоятельно отвечает на все вопросы
1 балл – ребенок ответил на несколько вопросов с подсказкой экспериментатора
0 баллов – ребенок не смог ответить на вопросы
4 блок. Развитие коммуникативных навыков при внеситуативно-личностной форме общения.
1. Владение сюжетно-ролевой игрой
Ребенку предлагалась игра «Доктор».
2 балла – ребенок способен принять на себя роль доктора, понимает смысл игры, взаимодействует с другими участниками игры.
1 балл- ребенок участвует в игре с подсказкой, сам не отслеживает ход игры
0 баллов- ребенок не включается в игру, не обращает внимания на других участников
2. Владение игрой по правилам
Ребенку предлагалось играть в прятки.
2 балла - ребенок понимает правила игры и следует им
1 балл – ребенок следует правилам с подсказками экспериментатора
0 баллов – ребенок не следует правилам игры
3. Способность к соревнованиям
Ребенку предлагалась игра «Собери больше всех мячиков»
2 балла – ребенок проявляет интерес в игре и ему важен результат
1 балл – ребенок правильно выполняет инструкцию, но не заинтересован в результате
0 баллов – ребенок не вовлекается в процесс игры
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агаркова И. И. Особенности социализации детей с расстройствами аутистического спектра / И. И. Агаркова // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 27. – С. 1356-1362
2. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.Е. Алексеева. – М.: Юрайт, 2017. – 195 с.
3. Бабаева Т.И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников/ Т.И. Бабаева, Л. С. Римашевская // Детский сад: теория и практика. – 2016. – № 1. – С. 74–85.
4. Болотина Л.Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 218 с.
5. Василик М.А. Основы теории коммуникации: учебник/ М.А. Василик, М.С. Вершинин, В.А. Павлов и др. – М.: Гардарики, 2016. – 615 с.
6. Васильева М. А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. Москва: Просвещение, 2016. 258 с.
7. Воробьева Н.А. Педагогическая песочница. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников / Н.А. Воробьева. – М.: Интеллект–Центр, 2016. – 281 c.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика–Пресс, 2019. – 303 с.
9. Гальперин П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. – М.: Изд-во МГУ, 2016. – 150 с
10. Диль-Илларионова Т. В. Психолого-педагогические условия успешной социализации детей дошкольного возраста с рас / Т. В. Диль-Илларионова, Е. И. Ведиборенко // Новые вопросы в современной науке : материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, София, 30 ноября 2021 года. – Нефтекамск: Научно-издательский центр "Мир науки" (ИП Вострецов Александр Ильич), 2021. – С. 103-106
11. Зеньковский В. В. Психология детства. Москва: Академия, 2016. 203 с.
12. Князева Ю.Н. Формирование социальной компетентности воспитанников в ДОО / Ю.Н. Князева, З.В. Крецан // Педагогика: журнал. – 2017. – № 6. – С. 121–123.
13. Колесникова С. П., Махонина В. Г. Сущность и значение игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста // Повышение эффективности реализации фундаментальных научных исследований как условие долгосрочного устойчивого развития России: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 июля 2020г. - Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ) - 2020. - С. 55-58.
14. Корягина О. В. Сравнительный анализ особенностей самосознания аутистичных детей и детей с нормальным психическим развитием / О. В. Корягина, Г. Е. Мухамеджанова // Наука и реальность. – 2021. – № 1(5). – С. 204-208.
15. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. – СПб.: Питер, 2019. – 276 с.
16. Назаренко А. В. Опыт отечественного и зарубежного методического сопровождения профилактики синдрома раннего детского аутизма / А. В. Назаренко, А. В. Сидорова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2021. – № 39. – С. 191-195
17. Новикова О.С. Психолого-педагогические основы формирования коммуникативных умений у детей 5 – 7 лет // Альманах современной науки и образования. – 2019. — № 4. – С. 138 – 141.
18. Панферов В. Н. Методологические основы и проблемы психологии. Учебник и практикум / В.Н. Панферов, С.А. Безгодова. – М.: Юрайт, 2017. – 266 с.
19. Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Е. В. Шорохова, Б. Ф. Ломов, А. Г. Журавлев и др. – М.: Наука, 2016. – 368 с
20. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2017. – 288 с.
21. Селякова И.М. Эффективные практики взаимодействия с детьми в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО / И.М. Селякова // Дошкольная педагогика: журнал. – 2017. – №4. – С. 25–28.
22. Трофимова Ольга Валентиновна Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Специфика коммуникативного развития личности // Наука и образование сегодня. 2019. №2 (37).
23. Эльконин Д.Б. Психология игры. /Д.Б. Эльконин. – М.: ВЛАДОС, 2019. – 360 с.
24. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1–3 лет / Е.А. Янушко. – М.: Эксмо, 2016. – 424 c.
25. Игра как средство формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста со сверстниками. - URL: http://doshkolnik.ru/etiket/29280-igra-kak-sredstvo-formirovaniya-kommunikativnyh-navykov-u-deteiy-doshkolnogo-vozrasta-so-sverstnikami.html
26. Корюкалова Е.А. Формирование коммуникативных умений у старших дошкольников. – URL: https://core.ac.uk/download/pdf/154819407.pdf.
27. Социальные навыки: что это такое, какие они бывают и как их развивать. – URL: https://yandex.ru/turbo/spbliders.ru/s/lichnost/kak-razvit-kommunikativnye-navyki.html